«Папа из трущоб» как тактический союзник. К визиту Путина в Ватикан 23.11.2013

«Папа из трущоб» как тактический союзник. К визиту Путина в Ватикан

За первые несколько месяцев после своего избрания Папа Франциск I (в миру Хорхе Бергольо) стал человеком-сенсацией. В частности, он стал самым упоминаемым человеком в Интернете, далеко обогнав прежних чемпионов рейтинга. При этом отношение к нему в католическом и остальном мире двойственное, и даже его подчеркнуто скромный образ жизни вызывает неоднозначную реакцию.

Взглянув на его карьеру, можно однозначно сказать, что он смел и в некоторых вопросах бескомпромиссен. Для деятельности будущего Папы Франциска в Аргентине - а надо отметить, Хорхе Марио Бергольо родился в Буэнос-Айресе в семье иммигранта из Италии и аргентинки с итальянскими корнями - характерны две основополагающие тенденции: он неустанно и искренне помогал бедным и постоянно находился в напряженных отношениях с властями.

В свою бытность архиепископом Буэнос-Айреса, Франциск не боялся создавать специальные миссии и строить храмы в трущобах, куда и сам часто наведывался. Помимо духовного окормления, миссионеры Бергольо занимались и занимаются различными социальными программами, в том числе реабилитацией наркоманов. Благодаря открытости и доступности Франциска для жителей и священников маргинальных районов он получил прозвище «Папа из трущоб».

Вообще у аргентинцев, независимо от их религиозной принадлежности (или ее отсутствия), к нынешнему Понтифику очень теплое отношение, что является удивительным результатом для самой секуляризованной страны Латинской Америки, где на протяжении века Католическая церковь сильно теряла позиции и вызывала скептицизм. К тому же, начало служения Хорхе Бергольо пришлось на время военной хунты (1976-1983 гг.), когда люди во множестве пропадали средь бела дня на улицах городов. Франциск укрывал многих из них в католических приходах, а иным подделывал документы для выезда из страны. Именно тогда Бергольо в первый раз встал на пути аргентинских властей. Следует отметить, что открыто против диктатуры будущий Понтифик не выступал, однако сам факт противодействия хунте (при открытом пособничестве ей почти всех иерархов Церкви в Аргентине) говорит о храбрости и принципиальности Франциска.

Не сложились у Бергольо отношения и с президентской четой Киршнеров. Покойного ныне Нестора Киршнера Папа обвинял в популизме и наступлении на политические свободы. Он также призывал к справедливости по отношению к недовольным крестьянам во время протестов в сельских районах Аргентины. В ответ на это Киршнеры развернули интенсивную кампанию за легализацию однополых браков и абортов, чему Франциск упорно и относительно успешно противостоял. Отношения с Кристиной Киршнер начали медленно налаживаться уже после того, как Бергольо был избран Папой.

В Аргентине о Папе положительно отзывались представители всех ведущих конфессий. Я лично был свидетелем того, как Бергольо пришел в Русский Православный Собор Благовещения в Буэнос-Айресе на Рождество, смиренно отстоял в алтаре всю службу и затем сел с прихожанами и тогдашним митрополитом Платоном (Удовенко) за один праздничный стол.

Надо отметить, что в Аргентине община раскольников, не признающих до сих пор власть Московского Патриархата, гораздо более многочисленна, и, несмотря на это, Бергольо всегда четко отделял раскольников от детей Матери Церкви, отдавая предпочтение последним ― в отличие от местных властей.

И все же с РПЦ МП в Аргентине было не все так гладко. Дело в том, что между православной и католической стороной (и не только в Латинской Америке) всегда соблюдался негласный договор, по которому первые не занимались миссионерской деятельностью на канонической территории вторых. И Бергольо строго следил за соблюдением этого договора. Как итог ― стремительно уменьшающаяся численность приходов РПЦ МП в Аргентине из-за отсутствия притока новых адептов.

И все же главная причина критики со стороны представителей РПЦ та же, что и дифирамбов Папе от светского мира: для консервативных иерархов Франциск I ― «слишком либеральный Папа», особенно в сравнении с Бенедиктом XVI.

Надо сразу оговориться, что у других Православных Церквей (в частности, Константинопольского и Антиохийского Патриархата) отношение к Франциску куда менее скептическое. И Патриарх Иоанн, и Патриарх Варфоломей уже провели успешные встречи с Понтификом в Ватикане.

В первом случае успешному развитию отношений способствует позиция Папы по Сирии и его озабоченность положением Христиан на Ближнем Востоке. Ну а Константинопольский Патриархат надеется на влияние Папы в решении проблем с турецкими властями, которые до сих пор не позволяют православным грекам открыть в Турции давно закрытые семинарии.

А вот у Московского Патриархата нет прямой заинтересованности в помощи Папы, но есть опасения, касающиеся либеральных позиций Франциска по нескольким ключевым моральным вопросам и открытости светскому миру, которая порой кажется конформизмом. Политолог Нью-Йоркского Университета Адам Рэми считает, что Франциск, в отличие от Бенедикта и Иоанна Павла, своими реформами продолжает либерализацию Католической Церкви, которая началась после Второго Ватиканского Собора.

В своих мессах Папа оказывает пренебрежение к канонической литургии, а в своих речах и действиях игнорирует вопросы гомосексуализма и абортов, считая более важной пропаганду социальной активности Церкви (в частности, помощи бедным). И в то время как западному светскому обществу такой подход нравится и говорит о долгожданной «прогрессивности» понтификата («коррумпированный институт наконец-то занялся делом»), для православных и католических консерваторов подобные действия манифестируют своеобразный «Ватикан 3», в котором Католическая Церковь играет роль скорее социального института, заботящегося о бедных, нежели воспитательницы морали и спасительницы душ верующих. Кроме того, за прошедшие полгода Франциск сильно ослабил влияние епископов и священников, увеличив при этом влияние отдельных мирян.

Добавляет масла в огонь консервативного недоверия и тот факт, что нынешний Понтифик является иезуитом. Члены этого ордена известны своей особой казуистикой, позволяющей им легко находить общий язык со светским миром, что объясняет успех их миссионерства, во многих местах пересекающегося с экуменизмом.

Иезуиты так же разработали Теологию Освобождения, либеральное учение Католической Церкви, получившее развитие после Второго Ватиканского Собора, делающее акцент именно на социальную активность и воспринимающего бедность как едва ли не основную причину всех грехов. Наибольший успех это богословское течение имело именно в Латинской Америке и, по словам отца Алехандро Кросвайта из университета Фомы Аквинского, определенно повлияло на мировоззрение Папы Франциска, в том числе и из-за его личного противостояния с правыми «угнетателями-капиталистами» и «крышевавшими» их военной хунтой и Киршнерами. Этот квази-марксистский элемент мировоззрения Понтифика очевидно не может не вызвать опасений в консервативных кругах.

Впрочем, даже в РПЦ отношение к Папе нельзя назвать однозначно скептическим. Так, если портал pravoslavie.ru выставляет Франциска либералом-еретиком, то портал pravmir.ru делает акцент на уважение к Православию, которое Папа неоднократно оказывал и публично подчеркивал, и его стремление перенять православный опыт.

Отдельной темой являются отношения Папы с Банком Ватикана. Летом этого года Франциск начал проверять, а затем и «чистить» этот таинственный институт, который в свое время был замешан в отмывании денег сицилийской мафии и был подконтролен людям, имеющим к Католической Церкви весьма опосредованное отношение. Под предлогом борьбы с отмыванием денег и после скандала с раскрытием многотысячных переводов одного из бухгалтеров Банка, Франциск заставил уйти в отставку директора и замдиректора Банка и приказал новому руководству раскрывать все подробности операций. Также для проверки кредитной истории клиентов была нанята американская консалтинговая фирма Promontory Group. Об этом было подробно написано в The Washington Post. Светская общественность восприняла эти радикальные реформы, как благородный и храбрый поступок, выражающий «очищение храма от разбойников».

Однако существует и другая версия происходящего. Согласно ей, раскрытие операций Банка Ватикана продвигалось определенными финансовыми кругами еще при Папе Бенедикте XVI, однако последний противился этому, опасаясь того, что Католическая Церковь попадет в финансовую зависимость от, скажем так, третьих сил. Однако эти третьи силы в итоге нашли способы (а из-за скандалов с педофилией вокруг Ватикана это было сделать не так трудно) заставить Бенедикта «уйти на покой по состоянию здоровья» и пролоббировали угодного им Папу. Версия кажется конспирологической и вряд ли может быть надежно проверена, но многие видные представители Отдела Внешних Церковных Связей РПЦ, а так же консервативные католики ее всерьез придерживаются. Аргументацию подобной теории найти довольно просто, особенно если учесть непонятный и неожиданный уход консерватора Бенедикта, здоровьем явно превосходившего Иоанна Павла II, который был тяжело болен все последнее десятилетие своей жизни. Да и вообще Папы просто так на покой досрочно уходят раз эдак в шестьсот лет. Как говорится в основах римского права ― «всегда ищи, кому выгодно».

Так или иначе, Франциск I некоторое время рассматривался как одна из первоочередных мишеней сицилийской мафии. Между тем, Папа Франциск быстро снискал любовь и популярность у светского мира. С одной стороны, как публичная персона Понтифик привлекает своей простотой (причем, искренней), что всегда ценится в знаменитых и влиятельных людях. С другой, Папа подкупает своей открытостью к разговору о несовершенствах Католической Церкви и активными действиями, направленными на исправление этих реальных (впрочем, для других ― мнимых) несовершенств.

Не последнюю роль играет тот факт, что Папа не пошел на прямой конфликт с гомосексуалистами и атеистами, лаконично сказав, что не имеет права «судить людей с добрыми намерениями». Некоторые расценили это как попытку интегрировать гомосексуалистов путем компромисса ценностей, однако вряд ли Папа решил отречься от принципиальной позиции Церкви по данному вопросу. И все же решающим фактором в столь стремительном взлете популярности Понтифика сыграла именно озабоченность положением бедных.

Надо признать, что роль Католической Церкви как социального медиума является единственно приемлемой для либеральной общественности. Образ института, борющегося за справедливость против лоббизма сильных мира сего и призывающего милость к слабым и падшим, ― только такой «проект» католики могут «продать» современному весьма секуляризированному обществу. И поэтому Франциск для восстановления изрядно растерянного политического влияния Церкви будет вынужден делать акцент на «прогрессивную» Теологию Освобождения, о которой уже говорилось выше. Для верующих же людей, пожалуй, главным остается вопрос, насколько принципиальным при общении с миром будет новый Папа в вопросах традиционных ценностей.

oko-planet.su

Комментарий ИРСИ:

В визите президента Российской Федерации В. В. Путина в Ватикан нет ничего особенного, он встречался с Иоанном Павлом II, Бенедиктом XVI, теперь встретится с Франциском. Но в этот раз, даже без создания различных конспирологических версий, встреча будет по - настоящему эпохальной, так как она проходит на фоне следующих важных событий: 1. Родился мошиах, 2. Мир вступил в новую и последнюю, согласно пророчествам, эпоху, 3. США добровольно отказались от собственной гегемонии ради построения новых противоборствующих блоков, в том числе Россия – Китай и Израиль – Иран, 4. Орден иезуитов, получивший безраздельную власть в Ватикане, приступил к сворачиванию христианской веры в Католической Церкви, следовательно, экуменизм Ватикана распространится и на другие христианские церкви, в том числе и на РПЦ, 5. Масонские ордена, созданные иезуитами и мальтийцами, получили безраздельную власть во многих странах мира, то есть в Ватикан сходятся многие властные рычаги, 6. Россия стоит на пороге грандиозных преобразований, которые наступят тем быстрее, чем сильнее кризисные явления входят в нашу страну, так как Кремль боится потерять контроль над элитами, 7. Россия оказалась на передовой «огненного скачка» иезуитов и это требует выработки согласованных решений с Ватиканом, 8. Европейскому истеблишменту важно не допустить выхода России из Евроинтеграции, куда нашу страну завели агенты иностранного влияния, и Ватикан является последним прибежищем давления на российскую элиту через Мальтийский орден, Опус – Дэи и орден иезуитов, католическо – аристократические и масонские объединения всех элит Европы. Поэтому, визиту В. В. Путина в Ватикан придается особое значение, так как прозелитизм ордена иезуитов в нашей стране проходит не по линии религии, а в политической и экономической сфере.

Считаете ли Вы, что визит президента Российской Федерации В. В. Путина в Ватикан и встреча с папой Римским Франциском, является эпохальным событием для российской элиты?





  

К списку опросов

Возврат к списку

Новости

28.10.2020
Володин: «Не может быть Минфин выше правительства»
Володин упрекнул Силуанова в том, что тот не слышит запросы граждан и депутатов
28.10.2020
Эрдоган в разговоре с Путиным рассказал о «красной черте» по Карабаху
Эрдоган в беседе с российским коллегой Владимиром Путиным заявил, что для Анкары есть «красная черта» в конфликте в Нагорном Карабахе.
28.10.2020
Минздрав запретил врачам публично высказываться о коронавирусе
Соответствующее распоряжение главы ведомства Михаила Мурашко опубликовано в Telegram-канале Baza.
Все новости
Слава России МАПО "Народная защита" Созидатель Русский Дом Русская народная линия КПРФ Справедлив­ая Россия Москва 3 Рим