Бюджетное правило под угрозой 14.04.2013

Бюджетное правило под угрозой

Учитывая повышение цены на нефть, балансирующей бюджет, ослабление тренда ненефтяных доходов и сохранение дефицита ПФР, не удивительно, что правительство прошлой осенью приняло бюджетное правило. Согласно этому правилу, расходы должны быть равны доходам при цене нефти $91/барр плюс 1% ВВП. Таким образом, согласно правилу, в 2013 году расходы федерального бюджета могут вырасти только на 2% г/г после роста на 18% г/г в 2012 г. Этот подход говорит о том, что цена на нефть, балансирующая бюджет, должна стабилизироваться на уровне порядка $100-105/барр, и для нас это является подтверждением тому, что сохранение контроля над бюджетными рисками будет приоритетом для правительства в ближайшие годы.




Однако исполнение бюджета в период 2M13 говорит о том, что бюджетная поддержка не исчезла так быстро, как ожидалось. Рост расходов составил 8% г/г - выше годового роста на 2% по бюджетному правилу. Одной из причин тому могли быть расходы на оборону - Министерство обороны израсходовало почти 30% своего годового плана за 2M13. Поэтому мы ожидаем, что в ближайшие несколько месяцев рост расходов замедлится. При этом довольно быстрый рост расходов бюджета говорит о том, что замедление экономического роста было бы еще более глубоким, если бы был выдержан запланированный среднегодовой уровень бюджетной поддержки. Поэтому рост ВВП на 1% г/г в 1Кв13 разочаровывает еще больше.

Кроме того, замедление роста ВВП уже способствовало повышению ожидаемой бюджетной поддержки. Из последних заседаний правительства следует, что есть запрос на финансирование дополнительных расходов в объеме 0,5 трлн руб. На наш взгляд, это очень серьезный знак предстоящей в ближайшие месяцы проверки устойчивости бюджетного плана. Чем медленнее будет расти экономика, тем больше вероятность того, что правительство согласится с необходимостью финансирования дополнительного роста расходов.

Рост расходов не обязательно должен нарушить бюджетное правило, если этот рост будет финансироваться за счет дополнительных ненефтяных доходов. К сожалению, тренд за 2M13 в этом отношении не обнадеживает. Основные статьи, такие как внутренний и внешний НДС, а также импортные пошлины, составляющие 70% ненефтяных доходов, показали вялую динамику. Их вклад в годовой рост ненефтяных доходов упал с 70-90% в 2010-11 гг. до 44% по состоянию на февраль 2013 года уступая долю менее прозрачным и менее предсказуемым статьям. При этом общий рост ненефтяных доходов замедлился до 9% г/г. На наш взгляд, даже ускорение роста ВВП, которого мы ожидаем во 2П13, вряд ли повысит собираемость налогов, тогда как замедление экономической активности в 1П13 сильно ударит по налоговым доходам. В результате мы больше всего обеспокоены тем, что бюджетное правило будет нарушено со стороны доходов, т.е. сбор ненефтяных налогов на уровне ниже ожидаемого не только сделает невозможными дополнительные расходы, но и заставит сократить уже жесткий текущий план расходов. Главный риск для нашего прогноза по бюджету 2013 г. заключается в том, что разница между фактическими ненефтяными доходами и первоначальным прогнозом может составить 380 млрд руб., или около 5%.

Дополнительный риск состоит в том, что правительство не сможет сократить расходы в том случае, если ненефтяные доходы будут ниже прогнозируемых. Наиболее вероятные сценарии заключаются в смягчении бюджетного правила либо в расширении списка особых расходов, рост которых не рассчитывается по бюджетному правилу. Отсюда возникает второй риск для бюджета в этом году, поскольку при этом открывается возможность для дополнительного роста расходов.

Таким образом, наш основной сценарий профицита бюджета в 2013 г. в размере 0,7% ВВП и цены нефти, балансирующей бюджет, в $100/барр подвержен двойному риску. Во-первых, сам по себе недобор ненефтяных доходов на 5% вызовет рост балансирующей цены нефти до $108/барр при сохранении прежнего плана по росту расходов. Однако, если правительство израсходует в этом году дополнительные 0,5 трлн руб., цена нефти, балансирующая бюджет, подскочит уже до $118/барр. С учетом этих расчетов и слабой динамики ненефтяных доходов, мы приходим к выводу о том, что финансирование дополнительных расходов в этом году маловероятно. Это соответствует нашим ожиданиям слабого экономического роста в 2013П на уровне 2,2%.

finam.ru
Согласны ли Вы, что замораживание роста бюджета России неминуемо приведет к сильнейшей рецессии в экономике, провале эмиссии денег, невозможности рекапитализации банков и снижению затрат на социальную сферу государства и эти проблемы фактически секвестра бюджета уже наступили, вылившись в снижение зарплат в бюджетных организациях, сворачивании финансирования госпрограмм, увольнении трудящихся и попытках наполнения бюджета за сет роста цен ЖКХ, налогов и обязательных платежей, что в перспективе может вызвать массовый уличный протест, способный привести к смене политического курса?





  

К списку опросов

Возврат к списку

Новости

27.09.2020
Названа возможная причина крушения Ан-26 под Харьковом
Источник в Министерстве обороны Украины назвал возможную причину крушения Ан-26 под Харьковом. Об этом сообщает «Страна.ua»
27.09.2020
Армения объявила военное положение и всеобщую мобилизацию
Кабмин Армении ввел военное положение в стране и объявил всеобщую мобилизацию из-за обострения ситуации в Нагорном Карабахе.
27.09.2020
В правительстве заявляют, что отказ от нефти и газа для России не актуальны
Борисов заявил, что тенденции по отказу от нефти и газа для России пока не актуальны
Все новости
Слава России МАПО "Народная защита" Созидатель Русский Дом Русская народная линия КПРФ Справедлив­ая Россия Москва 3 Рим