Государство и Церковь в России: соперничество или взаимопомощь 20.06.2013

Государство и Церковь в России: соперничество или взаимопомощь

Современные СМИ достаточно широко освещают жизнь Русской Православной Церкви, регулярно упоминая важные события из жизни последней. Также существует немало журналистов, интересующихся церковными делами и публикующих статьи о жизни церкви в светских газетах и журналах. Одной из них стала работа Андрея Десницкого «Православие по госзаказу» в газете «Московские новости» №99. Тема затрагивается весьма интересная и актуальная – взаимодействие церкви и государства, которое, по мнению автора статьи, становится все более неравномерным, появляется зависимость церкви от государства.

В самой статье Андрей Десницкий совершает небольшой экскурс в историю Православной Церкви, вспоминая симфонию, то есть полное согласие государственной власти и церкви, в Византийской Империи и Древней Руси, которая была нарушена, по мнению журналиста, при царе Иоанне Грозном. Как утверждается, Иоанн Васильевич использовал церковь в своих интересах, санкционируя таким образом свои якобы ужасные поступки. Печально, что журналист использует этот бездоказательный материал о русском царе. Достаточно часто можно услышать мнение об Иоанне Грозном как об изверге, не гнушавшимся никаких средств для достижения своих зачастую сомнительных целей. Реальные же исторические факты говорят нам о том, что при Иоанне Грозном Русь довольно значительно увеличила свои территории, шло активное освоение новых земель, государство богатело, а сам царь занимался строительством храмов и монастырей.

Петровские времена в Российской Империи принесли Русской Православной Церкви отсутствие Патриарха и подчинение церкви государству, революция наоборот полностью отделила церковь от светской власти. Развернувшиеся гонения на церковь заставили найти компромисс, позволивший российскому православию сохранить себя в условиях жесточайших гонений. Однако, как справедливо отмечает автор статьи, далеко не все решились остаться на Родине и вместе со всеми бороться за церковь – многие покинули Россию и поселились за границей, образуя свои собственные церковные структуры, в том числе РПЦЗ.

Возрождение церковной жизни начинается в 90-е годы прошлого столетия, когда государство оставляет церковь совершенно без присмотра и православные иерархи начинают процесс восстановления церковных структур, храмов, духовенства. Но дальше автор статьи начинает фантазировать. Он утверждает, что православная общественность, мечтая о восстановлении монархии, стала воспринимать существующую светскую власть как «своего рода недоправославную недомонархию, жадно улавливая и приветствуя все, что напоминает желанный образец, и старательно не замечая остального». Но реальность того времени говорит об обратном. Безусловно, количество прихожан резко увеличилось по сравнению с СССР, но многие ходили в храм из любопытства, а не из религиозных побуждений, также лишь единицы действительно желали восстановления монархии в России.

Для чего журналист уже в двух местах откровенно подтасовывает факты и выдает желаемое за действительное? Оказывается, ради следующего вывода:

«за двухтысячелетнюю историю православные иерархи отлично научились взаимодействовать с властными структурами, но не со СМИ и не с гражданским обществом, чему мы видели множество подтверждений за последние год-полтора».

Вот так одной фразой журналист Андрей Десницкий разом перечеркивает все заслуги РПЦ в России: дарование письменности, мирные урегулирования проблем, возникавших еще между русскими князьями, объединяющее начало в лице РПЦ для русского народа и всего государства, реальная помощь святых подвижников как простым людям, так и князьям, царям, императорам. Роль Русской Православной Церкви в России невозможно переоценить, ведь без нее не было бы современной России, не было бы девиза «За Веру, Царя и Отечество!» столько лет воодушевлявшего наших предков. Также стоит обратить внимание, что журналист делает из скандалов и провокаций, направленных извне на церковные структуры с целью подорвать авторитет церкви, проблемы самой Русской Православной Церкви, обвиняя ее в отсутствии умения взаимодействовать с обществом, с простыми людьми. И сентенция автора статьи о желании многих верующих «закрыться изнутри в золотой клетке государственной опеки», чтобы остаться наедине со своими проблемами также ложна, так как современная православная общественность зачастую имеет активную гражданскую позицию и ратует за светлое будущее для всей России, без отрыва церкви от государства.

Подводя итог своим размышлениям, журналист предлагает великолепный на его взгляд вариант обучения православной церковью опыта зарубежных коллег по взаимодействию церкви и власти – американские церковные структуры в лице РПЦЗ и Православной церкви Америки. Совершенно забывая, что несколько абзацев назад он писал:

«С их точки зрения компромиссы были недопустимы, а верующим в России следовало умирать, но не сдаваться. Интересно, что некоторые из них через очень краткий срок пошли на очень похожие компромиссы с Гитлером, ведь это, казалось им, было совсем другое дело...»

Вот так запутав читателя пространными рассуждениями об истории развития церковно-государственных отношений журналист пытается подменить родную православную точку зрения на симфонию церкви и государства на якобы успешный опыт бывших союзников фашистской Германии, которые уже много лет живут в полном отрыве от российской действительности и настоящих потребностей православной церкви в России.

Но если мы вновь обратимся к истории РПЦ то найдем немало примеров настоящей симфонии церкви и государства, которая положительно отражалась на общем состоянии как народа, так и всей страны. Самым ярким примером такого сотрудничества является союз первого царя из Династии Романовых Михаила Федоровича и его отца, Патриарха Филарета. Вместе руководя всеми сторонами жизни России они в кратчайшие сроки смогли не только восстановить страну после ужасов польского нашествия, но и значительно укрепить государство, сплотить русский народ вокруг бессмертных для России ценностей: Православной Веры и Самодержавия.

Другим прекрасным примером симфонии церкви и государства могут служить русские полководцы, такие как Суворов, Кутузов, Ушаков. Являясь сами глубоко верующими людьми они старались привить любовь к Богу в простых солдатах и весьма значительно преуспели в этом. Идя в бой с Именем Божиим на устах русские люди всегда побеждали своих врагов. Армия Суворова имела настолько высокий авторитет в Европе, что неоднократно европейские правители просили русской помощи в своих военных конфликтах.
Весьма популяризованное сегодня заблуждение о неумении церкви контактировать с простыми людьми не выдерживает никакой критики уже потому, что самое первое образование крестьяне (подавляющее большинство населения Российской Империи) получали именно в церковно-приходских школах. В процессе реформирования системы русского образования именно на основе церковно-приходских школ формировались средние общеобразовательные учебные заведения.

Крестьяне всю свою жизнь старались освящать Божиим Благословением. Все сельскохозяйственные работы предварялись и оканчивались молитвой, а освящение священнослужителями посевов обеспечивало хороший урожай. Также мы знаем немало примеров как священников, так и иерархов Русской Православной Церкви, занимавшихся миссионерско-просветительской деятельностью в Сибири и других разных отдаленных уголках России, таких как Святитель Филарет (Дроздов), Святитель Иннокентий (Вениаминов), Святитель Николай Японский. Заслугами этих святых людей не только Русская Церковь прирастала новыми членами, но и сама Россия укрепляла свои дальние границы, ведь вера являлась настоящим фундаментом для единства всего русского народа.

Отдаление церкви от государства в первую очередь произошло из-за общего оскудения веры в народе, когда люди стали гораздо меньше значения придавать самому религиозному смыслу и Церковным Таинствам, меньше стали заботиться о спасении души, но только уделяли внимание обрядовой стороне. Именно в это время появляется множество сект, зачастую состоявших из 2-3 семей одного села. Оскудение веры можно выделить как одну из главных причин первоначальной поддержки революции народными массами и успеха заговорщиков против Царской Семьи. Резкая антирелигиозная направленность революционной власти практически полностью уничтожила остатки веры в людях.

Но Господь поругаем не бывает, и как не удалось кровавым революционерам искоренить православие в русском народе, так и не удастся сегодня журналисту Андрею Десницкому очернить Русскую Православную Церковь в лице ее иерархов и направить русского человека в сторону раскола, подобного РПЦЗ. Православная вера является частью русского человека и постепенно возрождается в нашей стране. Многие люди осознано приходят в храм и понимают всю пагубу западной пропаганды арелигиозного общества потребления. Многие люди просят Бога о помощи и действительно получают ее. В обществе возрождается истинное понимание веры и значения Русской Православной Церкви в России.

Самойлов А. В.
Считаете ли Вы, что попытки современных СМИ дискредитировать образ Церкви в обществе и указать на невозможность достижения симфонии Церкви и государства не возымеют успеха, так как русские люди все чаще обращаются к православной вере, видя в ней настоящий духовный оплот и необходимую поддержку как обществу, так и государству?





  

К списку опросов

Возврат к списку

Новости

22.08.2017
Россия незаметно увеличивает влияние в Ливии
Интересы России на Среднем Востоке распространяются не только на отдельно взятые страны. Москва стремится наладить прочные отношения со многими игроками региона и сделать так, чтобы к её позиции относительно происходящего на Среднем Востоке прислушивались.
22.08.2017
США замораживают активы китайских фирм, торгующих с КНДР
США замораживают активы китайских фирм, чтобы побудить Китай активнее препятствовать северокорейской ракетно-ядерной программе, сообщают СМИ.
22.08.2017
Стратегический визит правой руки папы в Россию
В среду госсекретарь Ватикана кардинал Паролин проведет в Сочи встречу с Владимиром Путиным. В перспективе же виднеется исторический визит папы Франциска.
Все новости
Слава России МАПО "Народная защита" Созидатель Русский Дом Русская народная линия КПРФ Справедлив­ая Россия Москва 3 Рим