
Буддизм в России. Часть 4
Составляя обзор необуддистских организаций в России нельзя не упомянуть еще о нескольких объединениях. Одной из них является международная школа дзен «Кван Ум», связанная с древнекорейским буддийским орденом Чогье. Она занимается популяризацией дзен-буддизма по всему миру. Основатель международной сети школ – член ордена Сунг Сан Дэ Сон Са Ним, получивший дхармы от известных дзен-мастеров и разрешение на распространение учения в мире. Многие годы он посвятил реформации корейского буддизма, затем уехал в Японию, где основал несколько храмов и школ, а в 1972 году, переехав в США, создал школу и дзен-монастырь в Провиденсе, штат Род-Айленд, ставшие прообразом более чем 350 дзен-центров во всем мире. Сунг Сан передал дхармы семи своим западным ученикам и написал несколько книг, используемых сегодня необуддистами.
Он принимал участие в экуменических съездах и призывал людей различных вероисповеданий объединить усилия в поиске «своей истинной правды». Последние дни жизни Сунг Сан провел в дзен-храме в Сеуле. В соответствии с экуменическими взглядами основателя школы и западного опыта популяризации учения дзен и необуддизма к участию в практиках приглашаются христиане и все люди, «независимо от их предыдущего опыта».
Первые ученики «Кван Ум» в России появились в 1990 году, когда Сунг Сан посетил СССР, а уже с 1991 года группы необуддистов действовали в Ульяновске и других городах, активно насаждая «плевелы» своего учения. Хотя руководство российского отделения «Кван Ум» в Санкт-Петербурге отвечает за распространение учения во всей России, на международном интернет-сайте школы имеется информация лишь о дзен-центре в Павловске и дзен-группе в Ростове-на-Дону, что говорит о сознательном сокрытии от внешнего наблюдателя главного пункта необуддистов «Кван Ум» в России.
За время существования школы «Кван Ум» в России уже два россиянина стали монахами. Один их них прошел подготовку в Южной Корее и в настоящее время живет в Павловском ретрит-центре под Санкт-Петербургом. Многие из членов общины обучаются в монастырях Южной Кореи и Китая, участвуют в 3-месячных ретритах в дзен-центрах и монастырях Южной Кореи, Китая, Польши, Америки, Литвы. Российское отделение «Кван Ум» не скупится на денежные дотации для привлечения новых адептов.
Обучение в школе «Кван Ум» в России включает в себя наставления по медитации, ежедневные практики, публичные беседы, «медитацию сидения», ретриты и семинары. Для ускорения процесса пополнения общины ученики из Санкт-Петербурга и других российских городов принимают по 5 – 10 обетов, формально став буддистами. Обучение частично бесплатное. 3 самых крупных на сегодняшний день центра «Кван Ум» находятся в Павловске, Ленинградской области, на улице Профессора Молчанова, д. 21; в Санкт-Петербурге, на Приморском проспекте, д. 91 и в Ростове-на-Дону, улице Башкирской, д. 4А, офис 20.
Необуддистская махаянская традиция в России поддерживается фондом ламы Тубтено Еши. Фонд был основан в США в 1975 году как некоммерческая организация. Деятельность Фонда направленна на распространение буддийского учения традиции махаяны по всему миру посредством обучения, медитации и общения.
Фонд, по заявлениям его сотрудников, является одной из самых влиятельных буддийских международных организаций. Центры обучения Фонда существуют в 40 странах мира. Два из них зарегистрированы в России. Буддийский центр «Ганден Тендар Линг» в Москве, Ломоносовский проспект, д. 19-39 (создана в 2001 году) и буддийский центр Арьядевы в Санкт-Петербурге, п/я 135, Терентьев А. (создан в 2003 году).
Обучающие программы Фонда основаны на традиции тибетского буддизма гелуг – одной из главнейших школ тибетского буддизма – передаваемой основателем Фонда ламой Тубтеном Еше и нынешним духовным руководителем ламой Сопой Ринпоче. Учителями являются не только тибетцы, но и новообращенные буддисты и буддологи из Европы и других стран.
Фонд имеет отличную систему управления, характерную для бизнесс-корпораций. Региональные центры должны не только регулярно организовывать визиты духовных руководителей, лам и западных лекторов, поездки своих учеников на международные ретриты, лекции и паломничества, но и заниматься переводами на национальные языки буддийских текстов, содействовать изданию образовательных программ Фонда, аудио- и видеоматериалов, организовывать экзамены и выдавать сертификаты.
Для сохранения и распространения махаянской традиции Фонд осуществляет социальные и гуманитарные проекты, включая воспитательную работу среди подрастающего поколения, заботу о престарелых, больных и нуждающихся, защиту окружающей среды, спасение животных.
На международных интернет-сайтах Фонда размещены предложения для волонтеров об участии в социальной, организационной и образовательной деятельности, а также о материальных пожертвованиях. Таким образом, необуддистское движение в России весьма велико, и включает в себя как несколько небольших организаций, так и мощные структурные подразделения международного буддизма. Однако, методы работы этих организаций вызывают опасения. Привлечение и удерживание новых адептов обманом и паразитирование на личности являются первыми признаками деструктивного культа, а не религиозной организации. Мощное финансирование из-за рубежа и разветвленная по крупным российским городам сеть необуддистских организаций представляет собой реальную опасность личной свободе граждан РФ, поскольку действия буддистов нарушают конституционное право каждого россиянина на свободу совести.
Максимов В.В.
Новости
-
06.12.2020
Помощник Горбачева раскрыл его состояние - Бывший президент СССР Михаил Горбачев соблюдает все предписания врачей на фоне пандемии коронавируса.
-
06.12.2020
Трамп пообещал сторонникам, что сумеет остаться у власти на второй срок -
Президент США Дональд Трамп выразил уверенность, что сможет добиться пересмотра итогов президентских выборов и останется у власти на второй срок
-
06.12.2020
Россия будет "прирастать" Арктикой, заявил Путин - По его словам, развитие данного направления является будущим страны, в частности, и с точки зрения добычи природных ископаемых, необходимых стране.